Авторизация
Логин:
Пароль:

Распечатать

Полезная страничка (№6'2011)

Унификация гражданского процессуального права в Европейском союзе

В настоящее время право Европейского союза выступает в качестве единого нормативного регулятора общественных отношений на территории 27 государств-членов, определяя поведение и деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества, около 500 миллионов граждан, причем не только в экономической, но и во многих других областях жизни общества. При этом источники и нормы права Европейского союза имеют высшую юридическую силу по сравнению с законодательством государств-членов, непосредственно наделяют граждан и юридических лиц правами и обязанностями, защита которых возлагается прежде всего на судебные органы государств – членов Европейского союза.

Законодательство ЕС имеет все большее влияние на повседневную жизнь людей. Объемы торгового оборота между странами-участниками возрастают; люди живут, работают, вступают в брак или просто проводят выходные в других странах Союза. Возникает множество спорных ситуаций между гражданами разных стран-участников, поэтому существует необходимость в создании европейской системы правосудия.

Возрастающая экономическая активность между странами ЕС привела и к увеличению судебных споров между гражданами различных стран региона. Разнообразие законодательства в сфере гражданского процесса в европейских странах является давно существующей проблемой, которая затрудняет эффективный доступ к правосудию. Для устранения данной проблемы разрабатываются и принимаются различные нормативные документы в сфере гражданского процесса, обязательные для исполнения всеми странами – участниками сообщества. Они направлены на усиление эффективности, сокращение сроков рассмотрения дел и уменьшение стоимости судебных процедур.

Изначально гражданско-процессуальные отношения между странами Европейского союза регулировались международными соглашениями, такими как Нью-Йоркская конвенция по признанию и исполнению арбитражных решений 1958 г., Гаагская конвенция по вопросам гражданского судопроизводства 1954 г., Гаагская конвенция по вопросам, касающимся передачи и сообщения в государствах-участниках судебных и внесудебных актов по гражданским и торговым делам 1965 г., Гаагская конвенция по вопросам, относящимся к сотрудничеству между судебными учреждениями государств-участников в области получения доказательств по гражданским и торговым делам 1970 г. и Гаагская конвенция об отмене требования легализации иностранных публичных документов 1961 г.[1]. Но практика показала, что такое регулирование недостаточно эффективно и имеет ряд недостатков. Стало понятно, что для более продуктивного регулирования необходимо разработать специальные нормы, действующие только в странах – участниках ЕС и учитывающие все их особенности.

В настоящее время право Европейского союза обладает оригинальной системой источников. Они образуют целостную систему источников с присущей такой системе иерархией актов. Система источников права Европейского союза включает в себя две группы актов: акты первичного права и акты вторичного права.

К актам первичного права относятся все учредительные договоры Европейского союза. По своей юридической природе акты первичного права являются международными договорами. Нормы актов первичного права обладают высшей юридической силой по отношению ко всем другим нормам Европейского союза, содержащимся в актах вторичного права[2].

Маастрихтский договор о создании Европейского сообщества 1992 г. открыл двери к европейскому сотрудничеству и законотворчеству в сфере гражданского процесса. Договор определяет сотрудничество в сфере гражданского судопроизводства в качестве одной из главных задач Европейского союза, а инструментом для ее реализации – гармонизацию. Но несмотря на нормы договора государства-участники по-прежнему проявляли нежелание и нерасположенность к гармонизации гражданского процесса[3].

Одним из важнейших шагов на пути к гармонизации гражданского судопроизводства явился Амстердамский договор 1992 г., нормы которого дали толчок для дальнейшего сотрудничества стран – участников Европейского союза в данной области. Его значительной новеллой является установление полномочий Европейского союза в сфере гражданских прав[4]. Это позволило использовать для регулирования гражданских процессуальных отношений такие формы законодательства ЕС, как регламенты, директивы и решения[5].

Для введения в практику положений Маастрихтского и Амстердамского договоров Совет ЕС провел конференцию в финском городе Тампере в октябре 1999 г. Она закрепила, что в европейском правовом пространстве физические и юридические лица не должны испытывать сложности в осуществлении своих прав из-за несовместимости и запутанности правовых систем стран-участников. Было провозглашено стремление к созданию единого судебного пространства, в котором доступ к правосудию в любой стране Союза был бы так же прост, что и в стране гражданства/регистрации[6].

К актам вторичного права относятся акты, издаваемые институтами Союза, а также все другие акты, принимаемые на основе учредительных договоров.

Идея принятия конвенции, направленной на облегчение признания и исполнения судебных решений внутри Сообщества, стала логичным продолжением положения, закрепленного в ст. 220 Римского договора о создании Европейского сообщества, о том, что государства-участники организуют по мере необходимости переговоры в интересах их подданных, направленные на обеспечение упрощения формальностей, действующих в отношении взаимного признания и исполнения судебных решений, а также решений арбитражей. 27 сентября 1968 г. между шестью основавшими Сообщество государствами была заключена Брюссельская конвенция о юрисдикционной компетенции и о признании и исполнении судебных решений по гражданским и торговым делам, вступившая в силу 1 февраля 1973 г. Вступление новых государств в ЕС влечет их присоединение к Конвенции. При этом учитываются особенности законодательства данных стран и их интересы и в соответствии с этим формулируются необходимые поправки. Брюссельская конвенция носит закрытый характер и не предусматривает возможности вступления в нее государств, не являющихся членами ЕС[7].

Брюссельская конвенция установила правила международной подсудности, а также признания и приведения в исполнение судебных решений для Европейского союза. Распространяясь на гражданскую и коммерческую сферу, она была направлена на обеспечение «свободного обращения» судебных решений в Европейском союзе и применялась в 15 государствах-членах. Постепенно количество участников увеличивалось в связи с расширением ЕС.

В настоящий момент Брюссельская конвенция находится в стадии отмены, ее заменили регламенты, принятые Советом ЕС.

Совет ЕС принял восемь регламентов, регулирующих вопросы, связанные с гражданским процессуальным правом. Закрепленные всеми восемью регламентами правила формируют сегодня то, что условно можно назвать «Единым правом международного гражданского процесса стран Европейского союза» или «Процессуальным сводом стран ЕС». Важной характеристикой регламента является его прямое действие.

29 мая 2000 г. Совет ЕС принял Регламент №1347/2000 о компетенции, признании и исполнении решений по семейным делам и делам об ответственности родителей в отношении совместно нажитых детей, который вступил в силу 1 марта 2001 г. Регламент практически дословно воспроизводит положения Конвенции от 28 мая 1998 г.

22 декабря 2000 г. был утвержден Регламент №44/2000, относящийся к юрисдикционной компетенции, признанию и исполнению решений по гражданским и торговым делам, называемый сокращенно Брюссельский регламент I. Данный регламент вступил в силу 1 марта 2002 г. Cохранив принципы и ряд предписаний Брюссельской конвенции с учетом толкований Европейского суда, Регламент в части, касающейся подсудности, внес некоторые корректировки и существенно преобразовал процедуру признания и исполнения судебных постановлений.

29 мая 2000 г. Совет ЕС утвердил Регламент №1348/2000, относящийся к передаче и сообщению в государствах-участниках судебных и внесудебных актов по гражданским и торговым делам. Первым европейским актом в этой области была Конвенция о передаче и сообщении в государствах – участниках Европейского союза судебных и внесудебных актов по гражданским и торговым делам, текст которой был принят Советом 26 мая 1997 г. Но эта Конвенция так и не вступила в силу. Регламент №1348/2000 воспроизводит закрепленные в ней материальные правила.

29 мая 2000 г. Совет ЕС принял Регламент №1347/2000 о компетенции, признании и исполнении решений по семейным делам и делам об ответственности родителей в отношении совместно нажитых детей, который вступил в силу 1 марта 2001 г. Регламент практически дословно воспроизводит положения Конвенции от 28 мая 1998 г. Он был принят для достижения цели свободной циркуляции в пределах Сообщества решений по семейным делам и делам об ответственности родителей в отношении совместно нажитых детей. Важно отметить, что настоящий Регламент ограничивается производством, относящимся к разводу, к установлению раздельного проживания супругов или к признанию брака недействительным. Регламент не затрагивает такие вопросы, как недобросовестность супругов, имущественные последствия брака и алиментные обязательства, а также другие возможные производные меры, даже если они и связаны с указанными выше производствами.

29 мая 2000 г. был также утвержден Регламент №1346/2000, относящийся к процедурам несостоятельности. Нормальное функционирование внутреннего рынка требует, чтобы трансграничные процедуры несостоятельности действовали реально и эффективно, и принятие данного регламента способствует приближению к этой цели. Необходимо избегать того, чтобы стороны побуждались к переносу имущества или судебных производств из одного государства в другое в целях улучшения своей юридической ситуации. Такие задачи не могут в достаточной степени быть реализованы на национальном уровне, что оправдывает принятие мер на уровне Сообщества.

28 мая 2001 г. был принят еще один регламент – №1206/2001, относящийся к сотрудничеству между судебными учреждениями государств-участников в области получения доказательств по гражданским и торговым делам. Определяя порядок получения доказательств, прежде всего порядок опроса лиц, участвующих в деле и находящихся в другом государстве-участнике, Регламент способствует тому, чтобы решение, которое будет предъявлено к исполнению впоследствии, было вынесено надлежащим образом, обеспечивающим должный уровень достоверности и соблюдение процессуальных прав сторон[8].

До принятия данного Регламента не существовало обязательного нормативного акта, действующего между всеми государствами-участниками в области получения доказательств. Гаагская конвенция от 18 марта 1970 г. о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам действует лишь между одиннадцатью государствами – членами ЕС.

27 ноября 2003 г. Совет ЕС принял новый Регламент №2201/2003, относящийся к юрисдикционной компетенции, признанию и исполнению решений по семейным делам и делам об ответственности родителей, отменяющий Регламент №1347/2000. Большая часть положений нового Регламента начала применяться с 1 марта 2005 г.

12 декабря 2006 г. Совет ЕС принял новый Регламент №1896/2006, учреждающий Европейский судебный приказ. Он вступил в силу с 12 декабря 2008 г. Данный регламент позволяет кредиторам взыскивать требования по неоспариваемым искам по гражданским и торговым делам в судах государств – членов ЕС в соответствии с единой процедурой, которая действует на основе стандартных форм. Существование единой процедуры, распространяющейся на все государства-члены, позволяет сократить до минимума необходимость участников судопроизводства знакомиться с иностранными гражданскими процедурами.

С 1 января 2009 г. вступил в силу еще один регламент. Это регламент №861/2007 об организации производства по делам с небольшой суммой иска от 11 июля 2007 г. Данный регламент впервые предоставил гражданам и предприятиям по всей Европе быстрое и доступное гражданское судопроизводство, которое является единым для всех государств – членов ЕС и на всех стадиях процесса: с самого начала этой процедуры до окончательного исполнения судебного решения. Эта процедура применяется к гражданским и коммерческим делам, стоимость иска в которых не превышает 2000 €. Данная процедура применяется в отношении как имущественных, так и неимущественных требований. Регламент предусматривает стандартные формы, которые будут использоваться сторонами и судом, и устанавливает сроки для сторон и суда, с тем чтобы упростить и ускорить судебное разбирательство в отношении дел с небольшой суммой иска.

Таким образом, изучив законодательство Европейского союза в сфере гражданского судопроизводства, можно сделать вывод, что объединение европейских государств не могло не повлечь за собой унификацию законодательства стран-участников, в том числе и гражданского процессуального. Процесс унификации гражданско-процессуальных норм проходит достаточно эффективно и уже привел к достижению значительных результатов, выражающихся в принятии нормативных актов, способствующих улучшению качества и упрощению гражданского судопроизводства в государствах Союза. В настоящее время вопросы, касающиеся гражданского процессуального права в отношениях между странами ЕС, в основном регулируются не международными соглашениями, а нормами вторичного права ЕС. Совет Европейского союза принял восемь регламентов, регулирующих вопросы, связанные с гражданским процессуальным правом.

А.П. Скрынникова
кафедра гражданского и трудового права
Российского университета дружбы народов


[1] Официальный сайт юридической компании Klavins & Slaidins LAWIN http://www.lawin.lv/html/en/legislation/guidelines/civil.php Дата обращения: 04.02.2011.

[2] Кашкин С.Ю., Калиниченко П.А. Право Европейского союза. Кафедра права Европейского союза МГЮА / Глобалистика: Энциклопедия. М., 2003. С. 835.

[3] Mirjam Freudenthal THE FUTURE OF EUROPEAN CIVIL PROCEDURE Electronic journal of comparative law Vol. 7.5 December 2003 http://www.ejcl.org/75/art75-6.html. Дата обращения: 04.02.2011.

[4] Папкова О.А. Гражданский процесс в государствах – членах Европейского союза: Учебное пособие. М.: Издательство Международного университета, 2000. С. 26.

[5] Официальный сайт Европейского союза http://ec.europa.eu/civiljustice/homepage/homepage_ec_en.htm. Дата обращения: 04.02.2011.

[6] Официальный сайт Европейского союза http://ec.europa.eu/civiljustice/homepage/homepage_ec_en.htm. Дата обращения: 04.02.2011

[7] Елисеев Н.Г. Гражданское процессуальное право зарубежных стран: Учебник. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. С. 287.

[8] Литвинский Д.В. Признание иностранных судебных решений по гражданским делам. СПб.: Издательский дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2005. С. 230.

Вернуться к содержанию